ЧИП ТЮН 52 шапка

Полис ОСАГО оформить за 3 минуты

icons8 vk circled 48 icons8 youtube 48  dzen 48   rutub 48   Boosty 48  icons8 telegram app 48

Как правильно измерять и считать расход топлива - путевой и абсолютный расход топлива в чем разница

Ошибка большинства автолюбителей, пытающихся высчитывать расход топлива своим автомобилем заключается в исключении из расчётов одного важного фактора - паразитического потребления двигателем внутреннего сгорания топлива при работе вхолостую: прежде всего это топливо, затрачиваемое на пуск и прогрев холодного мотора. На втором месте среди ошибок стоит эффект Плацебо: автолюбитель, переплативший за некое (не из дешёвых) моторное масло либо свечи зажигания настолько свято верит в обещания производителей этого самого масла (свечей) снизить расход, что при калькуляции подсознательно делает округления в меньшую сторону. Разумеется, автолюбители первой группы (не учитывающие паразитическое потребление двигателем топлива) получают значения, превышающие продекларированные заводом-изготовителем, а автолюбители из второй группы напротив чревовещают о небывалой экономичности своих "железных коней". Разумеется, речь идёт о изначально технически исправных автомобилях. Откуда же берётся эта разница? Разбираемся...

 
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/128694/pub_5acbd93e57906afe5de73980_5acbe9772f578cb21a4156a8/blurred_60"); background-color: rgb(255, 255, 255);"> 
Ошибка большинства автолюбителей, пытающихся высчитывать расход топлива своим автомобилем заключается в исключении из расчётов одного важного фактора - паразитического потребления двигателем...
 

Прежде всего, следует уяснить что у любого автомобиля, оснащённого двигателем внутреннего сгорания имеют место быть путевой расход топлива (расход в пути на участке от точки "А" до точки "Б") и абсолютный: расстояние, преодолеваемое автомобилем на одном полном баке (от заправки до заправки). Эти два показателя всегда будут отличаться, и первый - всегда будет меньше второго.

Максимальную экономичность ДВС демонстрирует при рабочей температуре, под "рабочей температурой" в самом общем смысле подразумевается диапазон температур от открытия термостата (~ +81'C) до включения вентилятора охлаждения (~ 96'C): всё что меньше = прогрев, всё что больше = перегрев). При этом чрезвычайно малое значение имеет, "прогреваете" ли Вы мотор (давая ему время поработать вхолостую) или нет (начинаете движение сразу после холодного пуска): вплоть до достижения рабочей температуры мотор будет потреблять топлива на единицу времени больше пропорционально разности рабочей и фактической температур.

 
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/916951/pub_5acbd93e57906afe5de73980_5acbf333ad0f22da2dae12a9/blurred_60"); background-color: rgb(255, 255, 255);"> 
Коэффициент топливоподачи (под нагрузкой) от температуры (1.0 = 100%)
 
 
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/51182/pub_5acbd93e57906afe5de73980_5acc82753dceb7c32f34251d/blurred_60"); background-color: rgb(255, 255, 255);"> 
Производительность ускорительного насоса от температуры
 

Чтобы наглядно продемонстрировать разницу между путевым и абсолютным расходом топлива, представим себе автомобиль, 364 дня в году ежедневно прогреваемый до рабочей температуры, но никуда не выезжающий. На один прогрев в среднем будет уходить 250 мл бензина (от 100 летом до 500 зимой). За 364 дня мы потратим на прогрев 90 литров. В последний день в году, чтобы иметь возможность поделить это значение на пройденное расстояние (отличное от ноля), мы доливаем ещё 10 литров в бак и проезжаем ровно сто километров. Теперь считаем и получаем абсолютный расход топлива, равный ста литрам на 100 километров (при путевом расходе ровно в 10 раз меньше). Именно по этой причине замер абсолютного расхода топлива некорректен по своей природе, объективную картину может дать только замер потраченного топлива на пройденное расстояние с момента прогрева двигателя до момента его остановки. Между тем, 99% автолюбителей из числа тех, кто жалуется на повышенный расход топлива подразумевают именно расход абсолютный.

 
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1328466/pub_5acbd93e57906afe5de73980_5acbf530bcf1bcb73f8a08b8/blurred_60"); background-color: rgb(255, 255, 255);"> 
Ошибка большинства автолюбителей, пытающихся высчитывать расход топлива своим автомобилем заключается в исключении из расчётов одного важного фактора - паразитического потребления двигателем...-4
 

Теперь рассмотрим более реальный пример: Иванов Иван Иванович каждый день ездит на своём автомобиле на работу. От дома Ивана Ивановича до его работы ровно 10 км. Но на обратном пути Иван Иванович заезжает в торговый центр за продуктами, увеличивая таким образом путь на 4 км. Итого, каждый день Иван Иванович проезжает 24 километра. Автомобиль Ивана Ивановича имеет путевой расход топлива ровно в 10 литров, следовательно (казалось бы) одной 10-литровой канистры должно хватить Ивану Ивановичу на четыре дня… но на четвёртый день мотор Ивана Ивановича заглох на пути от работы до магазина потому что у него закончился бензин. Почему? :)

 
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/119173/pub_5acbd93e57906afe5de73980_5acc869c7ddde8b690328e2e/blurred_60"); background-color: rgb(255, 255, 255);"> 
Ошибка большинства автолюбителей, пытающихся высчитывать расход топлива своим автомобилем заключается в исключении из расчётов одного важного фактора - паразитического потребления двигателем...-5
 

Каждый день Иван Иванович дважды прогревает двигатель (в том числе в режиме "автозапуска"), расходуя на это ~0,5 литра в день. За три дня Иван Иванович уже сжёг 1.5 литра, поэтому от первоначальных десяти залитых литров у него осталось непосредственно для движения лишь 8.5 литров. В результате Иван Иванович, высчитывая расход (при путевом расходе ровно в 10 литров) "волшебным" образом получает значение в ~11.7 литра на 100 километров пробега!

Ниже кратко рассмотрим факторы, влияющие на путевой расход.

На путевой расход топлива автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, оснащённым электронной системой впрыска влияют два типа факторов: объективный (соотношение развиваемой мощности, веса автомобиля и передаточного(ых) числа(ел) трансмиссии; тепловой режим; исправность силового агрегата) и субъективный (адекватность работы системы впрыска и манера вождения).

В плоскости серийных автомобилей среди субъективных факторов наибольшее значение (для расхода топлива) имеют состояние расходомера воздуха (ДМРВ) и лямбда-зонда (датчика кислорода). Что касаемо манеры вождения, основных критериев всего три. Перечислю их в порядке убывания влияния на расхода топлива:

1. Число резких ускорений на единицу времени\расстояния (чем их больше - тем больше топлива расходуется по сути впустую)

2. Соотнесение водителем оборотов двигателя с нагрузкой на мотор с поправкой на диапазон максимальной мощности и крутящего момента конкретного мотора (актуально только для автомобилей, оснащённых механической КПП). В общих чертах при движении по ровным отрезкам дороги целесообразно подбирать передачу, при которой обороты двигателя ниже в то время как для преодоления подъёмов необходимо своевременно переходить на пониженную передачу.

3. Использование водителем режима торможения двигателем (само по себе торможение двигателем экономит топливо)

Напоследок, для обладателей автомобилей ЗАЗ SENS (Chance 1.3) приведу абсолютный минимум из личного опыта: минимальный путевой расход топлива по автостраде зафиксирован на трассе М4 "Дон" и составил 4.7 л\100 кмМинимальный путевой расход в городе зафиксирован при использовании расходомера воздуха (вместо ДАД) и составил 7.9 л\100 км. На большее (в смысле меньшее) названный автомобиль технически не способен, потому не верьте, если кто-то будет озвучивать меньшие значения.

Яндекс.Метрика